Амфитеатр Колизей в Риме

Амфитеатр Колизей в Риме Огромный римский амфитеатр Колизей (от лат. «громадный») полностью оправдывает свое название: по современным подсчетам, он легко вмещал до 50 тысяч зрителей. В течение 8 лет строили небывалый по размерам амфитеатр римские императоры династии Флавиев, и вот наконец к 80 году н.э. римский народ получил в свое распоряжение гигантскую сцену, предназначенную для крупных зрелищных мероприятий – в первую очередь, конечно, для гладиаторских боев.

Идея строительства Колизея принадлежит Васпасиану Флавию. После самоубийства римского императора-деспота Нерона разразилась жестокая гражданская война, окончившаяся победой Васпасиана. В числе задач, вставших перед новым правителем, была и такая: что делать с оставшимся после Нерона Золотым домом – резиденцией ненавистного народу тирана? Васпасиан принял решение разместить во дворце официальные учреждения, а озеро перед входом засыпать землей и выстроить на получившейся площадке амфитеатр. Таким образом решались сразу две задачи – уничтожалась память о Нероне и «даровалась» римскому народу земля, некогда принадлежавшая императору-самоубийце.

Деньги на строительство нашлись быстро: неплохую добычу принесла война с Иудеей. Поэтому Колизей был сооружен в сравнительно короткие сроки. Арена Колизея эллипсоидной формы, длина эллипса – 84 метров, а ширина – 53 метра. Высота стен нового амфитеатра достигала 50 м. Несмотря на внушительные размеры, амфитеатр очень быстро – за 15 минут – заполнялся, а освобождался с еще большей скоростью – в течение 5 минут. Это стало возможным благодаря 80 входам. В случае пожара или какой-то другой опасной ситуации зрители могли покинуть Колизей, не создавая «пробок». Сегодня этим древнеримским приемом пользуются при сооружении больших стадионов и площадок.

Колизей – очень интересная достопримечательность Древнего Рима с точки зрения одной архитектурной особенности. На самом верху сооружения располагался портик, где находились матросы императорского флота. Когда солнце палило особенно сильно или собирался дождь, они натягивали над зрителями огромный тент, закреплявшийся с помощью корабельных мачт.   Все места в Колизее были строго распределены. Нижний ряд занимал император с наиболее приближенными лицами: членами семьи, сенаторами, весталками. Одно время среди представителей высшей аристократии было принято высекать на каменных сиденьях свои имена, как бы «закрепляя» за собой право на почетное место.

Некоторые надписи сохранились до наших дней. Выше располагалась публика попроще. Позже пристроили сверху еще один ряд, где были стоячие места, и разрешили вход в Колизей рабам, бедноте и женщинам. А вот бывших гладиаторов, актеров и могильщиков в амфитеатр не пускали. Использовалась гигантская смотровая площадка, к сожалению, в основном для кровавых и страшных зрелищ. Здесь шли масштабные гладиаторские бои, устраиваемые часто в честь каких-либо праздников. Так, открытие Колизея отпраздновали 100-дневным гладиаторским «марафоном», когда сухопутные бои сменялись морскими сражениями и битвами со зверями. В ходе мероприятий было убито 2000 гладиаторов.

Кстати, бытует мнение, что гладиаторами становились только рабы и пленные. Большей частью это так и было, однако нередко свободнорожденные граждане добровольно становились участниками боев на потеху публике, преследуя цель разбогатеть и добиться славы. В Риме было много гладиаторских школ, с хозяевами которых можно было заключить контракт на определенное количество боев. Первые обучающие бои шли на деревянных мечах, а когда ученик обретал определенные навыки, ему давали оружие вдвое тяжелее того, которое использовалось в настоящих сражениях. Все делалось для того, чтобы «выковать» из ученика настоящего бойца, который должен был умереть, развлекая ненасытную публику.

После запрета гладиаторских боев Колизей приходит в запустение, потом там некоторое время проводились бои быков. В 1332 году грянуло мощное землетрясение, уничтожившее часть амфитеатра. Затем его стали потихоньку разбирать, используя мрамор в качестве строительного материала. Сегодня Колизей восстановлен – насколько это возможно. Это настоящая визитная карточка Рима, включенная в число 7 Новых чудес света. Пройдитесь по амфитеатру, попробуйте присесть на древнее каменное сиденье. Вот уже выходят на арену из подземелий стройные ряды вооруженных бойцов, крича императору: «Цезарь! Идущий на смерть приветствует тебя!» Слышен гомон возбужденно переговаривающегося народа… Стоп!

К счастью, это всего лишь ветер поет свою песню над старыми мраморными рядами, и арена пуста. Кровавые бои остались в далеком прошлом, и сегодня лишь исторические фильмы напоминают о нравах прежней эпохи. И стоит живым воспоминанием Колизей, грея на солнце свои старые камни…


Автор: Ирина Бурдакова






Понравилась зарисовка? Добавьте ее в:





Смотрите также:








Rambler's Top100


Яндекс.Метрика


Locations of visitors to this page


Created in 0,01564 seconds