Памятник Александру III в Санкт-Петербурге

Памятник Александру III в Санкт Петербурге 25 января 1909 года в Санкт-Петербурге на Знаменской площади (ныне – площадь Восстания) состоялось торжественное открытие и освящение одного из самых неоднозначных в истории города произведений скульптурного искусства – памятника Александру III работы Паоло Трубецкого.


Предыстория создания скульптурного изображения царя была такова. В самом конце XIX века Министерство финансов объявило конкурс на проект монумента царю Александру III – основателю Сибирской железной дороги (Петербург – Владивосток), окончание строительства которой было намечено на 1902 год. К этому событию собирались приурочить и открытие памятника напротив Николаевского (ныне – Московского) вокзала. В конкурсе победил скульптор Паоло Трубецкой, с недавнего времени работавший в России.


Паоло Трубецкой родился в Италии в семье русского посла князя П.И.Трубецкого и американской подданной Ады Винас. Лепкой Паоло начал заниматься в Милане, а с 1886 года активно выставлялся во всех крупнейших культурных центрах Италии. В 1897 году, будучи известным скульптором, Паоло Трубецкой был приглашен преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Стоит отметить, что в 1990 году, наряду с великим Роденом, на парижской Всемирной выставке Паоло Трубецкой получил Гран-при (высшую награду).


Однако вернемся к памятнику Александру III. Скульптурное изображение монарха выдалось весьма и весьма противоречивым.  Крупная бронзовая фигура императора, сливающаяся с грузным многопудовым конем на гробовидном постаменте из гранита. Тупой, угрюмый и высокомерный взор царя устремлен куда-то вдаль. Сразу после открытия памятника общественное мнение разделилось на два лагеря. Большинство высказывалось в том ключе, что подобный монумент не должен располагаться в центре столицы. Впрочем, нашлись и сторонники памятника, считавшие, что зодчий на удивление точно и ёмко изобразил не только облик монарха, но и эпоху его царствования. Сам же Трубецкой в кругу близких однажды сказал о своей работе: «Меня не интересует политика. Я всего лишь изобразил одно животное на другом».


А уже в 1912 году Государственная Дума даже рассматривала вопрос о сносе памятника. По свидетельству художника, историка и критика А.Н.Бенуа, преемник Александра III – царь Николай II все время намеревался «сослать монумент в Сибирь». В Петербурге тех времен даже ходила легенда, что памятник Александру III планировалось поставить высоко в Уральских горах, на рубеже Европы и Азии. Якобы это и объясняет отпугивающую тяжеловесность скульптуры. В таком варианте смотреть на монумент предполагалось снизу, что скрывало бы его массивность и давало возможность совершенно иного восприятия конного всадника.


В последующие годы памятник Александру III неоднократно накрывала волна общественной критики. После Февральской революции в народном фольклоре появилась загадка-частушка:

На площади – комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот,
На обормоте – шапка.


А в 1927 году на постаменте появились высеченные строчки Д.Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.


На фоне всего вышеперечисленного удивительным выглядит тот факт, что Советские власти целых 20 лет не трогали памятник на привокзальной площади. И лишь в октябре 1937 года монумент был перенесен во двор Русского музея, где и простоял несколько десятилетий, став согласно фольклорной поговорке «узником Русского музея».


Наконец, в 1994 году скульптуру Александра III  установили во дворе Мраморного дворца на том месте, где еще совсем недавно возвышался ленинский броневик. Правда, как обмолвились городские власти, и это место временное. Что под этим подразумевается, пока неизвестно. Как бы там ни было, но все-таки памятник Александру III является образчиком вполне неплохого вкуса, особенно в сравнении со стелой, водруженной на площади Восстания в 1985 году. Возможно, именно поэтому в 2006 году проскользнула информация, что монумент-путешественник собираются вернуть на первоначальное место. А обелиск «Городу-герою Ленинграду» отправить на площадь Мужества.


Автор: Андрей Лисянский


Фотографии памятника Александру III в Санкт-Петербурге


Памятник Александру III в Санкт-Петербурге Памятник Александру III работы Паоло Трубецкого Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца





Если вам понравилась достопримечательность, то вы можете:







Смотрите также:










Яндекс.Метрика


Locations of visitors to this page


Created in 0,00450 seconds