Музей-ледокол «Ангара» в Иркутске

Музей ледокол Ангара в Иркутске В 1900 году в России по заказу Министерства путей сообщения был построен ледокол «Ангара». Ему, вместе с легендарным аналогичным судном «Байкал» было вынесено предписание нести службу на первой отечественной железнодорожной переправе, каковая была сооружена через озеро Байкал, связывая одноименную станцию с Мысовой. Сначала в разобранном виде,  аж в самой Англии, был изготовлен ледокол «Байкал». Это был очень дорогой, но очень важный для России проект. Все детали судна доставили в Ревель (Таллинн). Потом по железной дороге они поехали в Красноярск, потом по рекам добрались до села Лиственничное. Здесь их уже ждал специально подготовленный стапель. Тут «Байкал» и собрали. А «Ангара», которую планировали запустить для вспомогательных функций, пошла уже по проторенному пути.


В 1899 ледокол «Ангара» сошел со стапеля. И, хотя ее собирали триста человек целый год, им было после «Байкала» уже легче. «Ангара» и «Байкал» стали курсировать между берегов озера. С апреля до середины лета. А в зимнее время роль ледоколов, как ни удивительно это нынче узнавать, выполняли лошади. Когда открылось движение на Кругобайкальском участке Забайкальской железной дороги, переправа с помощью парома утратила свою былую значимость. В 1918 году, увы, сгорел ледокол «Байкал». А для «Ангары» наступил период консервации. Десять лет она простояла без дела, охраняемая только несколькими матросами да боцманом. Власти как чувствовали, что еще понадобится.


В 1916 году «Ангара» совершила первый рейс в Нижнеангарск, еще через два года стала выполнять пассажирские перевозки.  Но тут подоспела гражданская война и судно вошло в состав флотилии Прибайкальского фронта. Воевала «Ангара» до 1922 года, потом попала в аварию, после которой не плавала еще четверть века. В 1950 году – юбилейном для ледокола – она встала на капитальный ремонт. Но только через десять лет вновь вернулась на воду. Чтобы еще через два закончить свою навигацию. Следующие двадцать лет «Ангара» скиталась по Иркутскому водохранилищу, несколько раз тонула, вызывая насмешки в среде моряков. И, кто знает, как бы закончила свой путь, если в 80-х годах двадцатого века ее не признали ценным памятником.


«Ангару» восстановили,  и в 1990 году она стала музеем на воде. Причем, невероятно интересным. Здесь собраны раритетные материалы по истории байкальского судоходства. Документы, кино и фотохроники, свидетельства ее непростой жизни от очевидцев. Сейчас «Ангара» стоит на специальном пирсе микрорайона Солнечный. Ничего себе музейчик – длина 621 метр, ширина – почти 11 метров и высота 7,6. Грузоизмещение – 250 тонн. Кстати, здесь было четыре паровых котла, которые топили каменным углем из Черемховский копий. В каютах первого и второго класса размещались около шестидесяти человек. Покои третьего класса позволяли разместиться целой сотне человек.


Музей работает ежедневно. Но никому не надоел. Гости всегда с удовольствием гуляют по «Ангаре» В марте 2011 года «Ангара» отметила свое двадцатилетие в качестве музея. Похоже, и в этом виде судно чувствует себя неплохо. Главное, оно по-прежнему востребовано. Задачи, конечно, изменились, но зато жизнь продолжается. В музее часто устраиваются встречи ветеранов, что положено по статусу. Но как-то так получилось, что собираются здесь и местные поэты с писателями. Музей частенько посещают подростки и дети. «Ангара» – самое древнее из сохранившихся судов такого типа. И самый необычный музей в стране. Тем и ценно.


Автор: Татьяна Прохорова

 

Адрес: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, 36-а

Телефон: +7(3952)35-85-51

Музей-ледокол «Ангара» (фото)


Музей-ледокол «Ангара» (© Юлия Шульга/Фотобанк Лори) Ледокол «Ангара» был построен в 1900 году Соборы Тульского Кремля – Успенский и Богоявленский Жители Иркутска и гости города с удовольствием посещают музей-ледокол

 

Музей-ледокол «Ангара» на карте






Если вам понравилась достопримечательность, то вы можете:







Смотрите также:










Яндекс.Метрика


Locations of visitors to this page


Created in 0,03754 seconds