Царь-Колокол в Москве

Царь Колокол в Москве История Царя-Колокола начиналась задолго до тех времен, когда за отливку, как говорится, последнего варианта взялся сам знаменитый Иван Моторин. Предыдущие Цари, пусть и не такие масштабные, как последний вариант, отливались другими колокольных дел мастерами и несколько раз были утрачены при пожарах Москвы, которые в те времена случались довольно часто.

Не пощадила такая же судьба и моторинский Царь-Колокол, но все же была к нему более благосклонна. А дело было так. В 1733-1735 годах императрица Анна Иоановна заказала известному литейщику Ивану Моторину отлить грандиозный колокол. Поговаривают, что до этого важное сие дело было поручено французскому мастеру Жерменю, но он с работой не справился, и «подряд» ушел Ивану Моторину. Он работу начал, но не успел завершить. Дело продолжил сын мастера – Михаил. Кстати, в связи с этим возникла некая путаница. На колоколе стоит дата отливки – 1733 год (отцовская метка), тогда как сын закончил свою работу в 1735 году. Это был не простой колокол, а самый большой в мире. И самый тяжелый.

Что против него, скажем, известные японские и китайские колокола весом три тысячи пудов, или европейские по тысяче, если наш вытягивал аж  двенадцать тысяч пудов? А звонить как он был должен! Увы, до этого не дошло. Пока колокол стоял в, образно говоря, «строительном боксе» в яме, в Москве опять начался пожар. Пытаясь спасти чудо-колокол от расплавления в большом огне, на него постоянно лили воду. Раскаленный металл не выдержал и треснул. Из стенки Царя выпал огромный кусок металла. Чудо было испорчено и, видимо, потому забыто почти на целый век. Кому нужен колокол, который не только никогда не будет звонить, но и калека?

Впрочем, и из ямы его было не так-то просто вытащить. Только в 1836 году это дело поручили архитектору Монферрану, который строил в Санкт-Петербурге Исакиевский собор и имел опыт в подобных спасательных работах.  В 1819 году Царь-колокол был поднят и установлен на постамент. И тогда народ ахнул. А специалисты особенно. Колокол оказался настолько красиво украшен, что, без сомнения, стал не только соответствующим памятником литейного дела, но и своеобразным произведением искусства восемнадцатого века, в котором отражена вся сущность исторического московского величия и изыски архитектурного наследия. 

Хотя, надо отметить, наши современники в том смогли убедиться лишь в 1979 году, когда колокол предстал перед зрителями после реставрации, в ходе которой металл приобрел первоначальный цвет и стали хорошо видны не только барельефные портреты царей, но и пояски, и картуши с растительным орнаментом в стиле барокко и с изображениями святых и ангелов. К слову, искусствоведы приписывают их авторство архитектору Федору Медведеву. Видимо, потому, что  его херувимы имеют некоторые реалистические черты: одни полны непередаваемой экспрессии, другие спокойны и невозмутимы. Говорят, это очень похоже на творения Растрелли-сына. А Федор Медведев как раз и трудился под началом легендарного архитектора.

Впрочем, нам интересны и другие исторические загадки колокольного декора. Скажем, императрица Анна Иоановна украшает колокол не только своей статью и величием, но и коронационным платьем. Почему императрица так торжественна? Может, потому что именно она отдала приказ об отливке этого чуда?  А в том, что это именно диво дивное, вряд ли кто усомнится. Судите сами: колокол, который никогда не звонил, и вряд ли сможет, даже если вставить утраченный много лет назад кусок металла, привлекает столько внимания туристов, сколько их бывает на Красной площади. Высота самого большого в мире колокола 6,24 метра, И эти метры имеют такую красоту, что не налюбуешься его орнаментами да картинками.

Автор: Татьяна Прохорова

 

Адрес: г. Москва, Кремль, Соборная площадь

 

Царь-Колокол на карте






Если вам понравилась достопримечательность, то вы можете:







Смотрите также:










Яндекс.Метрика


Locations of visitors to this page


Created in 0,01492 seconds